История появления электронных карт в такси

История появления электронных карт в такси

Задача использования картографических данных в такси актуальна уже давно. Долгое время основным видом используемых карт были бумажные печатные карты. За актуальность таких карт отвечали государственные картографические и геодезические службы; обновлялись такие карты крайне редко; детализация, а зачастую и точность их была низка.

Бумажные карты

Однако и такие несовершенные карты позволяли решать множество важных задач:

  1. Разделять город на районы тарификации. Возможно грубо, условно, без всякой автоматизации, однако карты были хорошим подспорьем для расчета расстояний между районами, составления тарифной сетки, а также разделения спорных граничных домов.
  2. Иногда диспетчера использовали карты для поиска адреса клиента, для того, чтобы понять, к какому району относится тот или иной адрес.
  3. В некоторых службах такси бумажные карты использовались также и для отслеживания местонахождения водителей с точностью до района или стоянки. Водители по рации сообщали место своей стоянки и диспетчер ставила специальный флажок или фишку с номером бортового в нужное место карты.
  4. Бумажные карты использовались также и водителями такси. Несмотря на засилие электронных навигаторов, многие водители и сейчас на всякий случай возят в бардачке сложенную бумажную карту. Бумажной карте не страшна разрядка аккумулятора и стоит она не дорого.

При все этом, конечно же бумажные карты не могли решить многих других задач:

  1. При помощи таких карт нельзя отследить точное местоположение водителя, нельзя отправить на заказ ближайшую к адресу клиента машину. Раздавать заказы приходится только в порядке очередности отметки водителей на стоянках.
  2. Невозможно узнать реальный маршрут поездки водителя. Что не дает возможности объективно разобраться в жалобах по обсчету клиентов. Как следствие, невозможно на корню устранить обсчеты клиентов.
  3. Бумажные карты актуализировались крайне редко. Даже на современных бумажных картах зачастую не достает целых новых кварталов.
  4. Поиск адреса на карте занимает много времени. 

Электронные карты

С массовым распространением и использованием компьютеров стало появляться и соответствующее программное обеспечение для работы с картами.

Поначалу это программное обеспечение позволяло только просматривать картосхемы. Достаточно быстро появилась возможность хранения совместно со схемой адресной базы с названиями улиц, номерами домов, и поиска по ней. Однако, зачастую качество картографических данных все еще оставляло желать лучшего.

Уже на этом этапе электронные карты представляли большой интерес для служб такси и позволяли быстро находить нужные адреса и ориентировать водителей.

С течением времени средства электронной картографии в такси получали все новые и новые возможности. Самые значительные из них связаны с появлением нескольких революционных технологий: GPS, мобильного интернета, веб-карт Google и OpenStreetMap.

GPS

Одно из революционных изменений в возможностях использования карт внесла запущенная в 1993 году система глобального спутникового позиционирования GPS. Изначально, система GPS разрабатывалась для использования в чисто военных целях, однако позже, в 2000 году, было разрешено ее использование и в гражданских нуждах, в первую очередь для нужд авиации и морского сообщения.

С появлением дешевых потребительских GPS-приемников стало возможным создание нового класса устройств — GPS-трекеров. Данные устройства постоянно отслеживают свое местоположение в пространстве при помощи GPS и сохраняют весь путь следования транспортного средства (трек) для последующего использования. 

Сохраненные треки можно просмотреть путем накладывания маршрута движения на электронную карту и тем самым отследить точный маршрут движения транспортного средства.

Мобильный интернет

Появление мобильного интернета: технологии GPRS, а затем EDGE, 3G, HDSPA; позволило оперативно в режиме реального времени отправлять данные с GPS-трекера на сервер, что в свою очередь позволило накладывать треки на карту в режиме реального времени. Наконец-то появилась долгожданная службами такси возможность отслеживания местоположения всех водителей на карте в режиме реального времени, а также сохранения на сервере треков всех автомобилей для последующего использования.

Стоит отметить, что даже помимо преимуществ использования электронных карт, появление доступного мобильного интернета полностью изменило парадигму взаимодействия водителей такси и диспетчерской, позволив избавиться от архаичного способа связи через радиостанции.

Веб-карты Google и OpenStreetMap

Следующей технологией, с которой связывают качественный скачок в использовании карт, стала разработанная компанией Google технология веб-карт. 

Компания Google создала беспрецедентно легкие в использовании, быстро работающие, бесплатные карты всего мира, не требующие дополнительного программного обеспечения, кроме интернет-браузера, дополненные, к тому же, спутниковыми снимками крупных городов. Данные веб-карты до сих пор являются эталоном построения всех известных картографических веб-сервисов: карт Яндекс, Bing, OpenStreetMap, и т. д.

Вслед за картами Google появился открытый картографический сервис OpenStreetMap, отличающийся от карт Google способом наполнения и условиями использования. В создании и улучшении карт OpenStreetMap может участвовать каждый желающий, ровно как и использовать улучшения, сделанные другими участниками. По похожим принципам работает другой популярный ресурс Wikipedia.

Карты Google напротив, создаются и актуализируются закрытыми организациями, а условия использования в большинстве случаев запрещают их использование в коммерческих целях.

Применительно к деятельности такси появление доступных карт дало возможность использовать качественные, быстрые и удобные карты для отображения поверх них нужной для деятельности такси информации: положения водителей, маршрутов их движения, адреса клиентов и т. д.

Современные электронные карты в такси

Синергия этих технологий дает службам такси, использующим современное программное обеспечение, качественно новые возможности работы. Модуль «Электронные карты» программного комплекса «Лайм.Такси», например, реализует следующие функции.

  • Поиск и автоматическое назначение на заказ ближайшего экипажа в пределах N метров, с учетом препятствий типа оврагов, объездов и т. д.
  • Расчет стоимости поездки по карте с учетом категории дорог и правил дорожного движения. Расчетная стоимость может использоваться как предварительная, так и как окончательная.
  • Отображение в режиме реального времени положения всех экипажей на карте и их статуса (свободен, отмечен на стоянке, едет на заказ, везет клиента с включенным таксометром и т.д.). 
  • Отображение положения всех экипажей на любой момент времени в прошлом.
  • Отображение в режиме реального времени местоположения водителя и клиента по отдельному заказу.
  • Отображение маршрута поездки по любому заказу.
  • Отображение маршрута движения любого водителя за произвольный промежуток времени.
  • Возможность настраивать зоны для автоматического переключения тарифов таксометра (например, город/отдаленный район/загород).

Вы можете ознакомиться с возможностями модуля «Электронные карты» или узнать больше о программном комплексе «Лайм.Такси».